YASHICA mat 124 G
доводка ч.1

 

Copyright © 2006 -2012 by " www.IceAxe2005.narod.ru" All rights reserved. Все права защищены. Запрещается частичное или полное воспроизведение материалов сайта без согласования с владельцем сайта. Mail to: IceAxe@bk.ru

На Главную страницу  Yashica MAT 124G главнаяYashica MAT 124G доводка ч.1               

IceAxe@bk.ru

http://iceaxe-photo.livejournal.com/

Вместо предисловия.

Я продаю только доведённые камеры. Т.е. каждой камере я делаю комплекс работ по диагностике её текущего состояния, профилактике и доводке её параметров. Сокращенно такой комплекс работ я называю Д.П.Д.  Диагностика. Профилактика. Доводка.

В этой статье я подробно расскажу, какие проблемы могут быть у камеры Yashica MAT 124 G, если Вы купите "сырую" камеру. И кратко расскажу, что я делаю с камерами, чтобы этих проблем у Вас не было.

Более подробно о том, что я делаю с Яшиками, я расскажу во второй статье на тему доводки камер Яшика. Сейчас я скажу только то, что на каждую камеру у меня в среднем уходит около 8 часов квалифицированного рабочего времени. Сюда входит полная проверка и доводка всех параметров. Соответственно в стоимость моих камер входит стоимость "сырой” камеры и стоимость моей доводки.

Yashica MAT 124G (1970-1986)

Какова цель такой работы?

Цель простая, чтобы у Вас, как у будущего владельца Яшики, вообще не было никаких проблем с камерой!

Т.е. Вы покупаете камеру, заряжаете фотоплёнку, идёте снимать и получаете отличные кадры, правильно экспонированные и резкие! Т.е. занимаетесь тем, чем и должен заниматься фотохудожник и фотолюбитель. Творчеством! Именно творчеством, а не поиском ответов на такие вопросы, как:

- А почему я не попал в фокус? Я ведь очень точно наводился на резкость! А почему у меня получилась засветка кадров? Почему я ошибся в экспозиции? Ведь я пользовался показаниями встроенного экспонометра! Почему у меня снимки получились мутными и нечёткими? Что делать с наложением кадров на плёнке?

И самый главный вопрос:

- А что нужно сделать с камерой, чтобы процесс фотографирования и его результаты доставляли не страх и разочарование, а радость и удовольствие? И КТО это будет делать?

Вот такая у меня стоит простая и понятная задача, чтобы у Вас этих вопросов не возникало! Пусть Вас лучше волнуют вопросы композиции, жанра, сюжета, стиля. Всё, что можно назвать вопросами творчества.

А моя задача заключается в том,чтобы Вы были абсолютно уверены в вашем главном партнёре в фотографии, в вашем верном друге и боевом товарище, в вашем ФОТОАППАРАТЕ!

В данном случае, я говорю о замечательной фотокамере YASHICA MAT 124 G!

Итак. Yashica MAT 124G. Эта камера выпускалась с 1970 по 1986 год. Т.е. сегодня ( в 2011 году) возраст каждой камеры может быть от 25 до 40 лет.

ЗАДУМАЙТЕСЬ НАД ЭТИМ!

Это очень большой возраст для любого технического устройства, даже для простого! Приведу пример, понятный каждому. Посмотрите вокруг,  много ли Вы видите  автомобилей на дорогах такого возраста? Таких автомобилей единицы!  И хозяева  этих автомобилей, прежде чем приобрести свой экземпляр, тщательно выбирали его из очень большого количества ржавых и поломанных автомобилей. Затем проводили квалифицированное техническое обслуживание выбранного экземпляра, которое скорее напоминает реставрацию, а не обычное ТО. Даже, если Вы решили купить обычную “молодую” десятилетнюю иномарку известной и надежной фирмы, Вам настоятельно рекомендуется пройти квалифицированное техническое обслуживание в автосервисе прежде, чем Вы отправитесь в поездку.   Я думаю, что с этим никто не будет спорить.

Но такой подход необходимо применять и к фотоаппаратам!

Фотоаппараты- это сложные технические устройства! Только возраст их, как правило, значительно больше, чем у автомобилей! Соответственно у всех старых камер возникают различные технические проблемы, которые могут привести к тому, что после покупки Яшики, фотолюбитель не сможет ей пользоваться.

Какие проблемы могут возникнуть после покупки Яшики на рынке second hand?

Перечислю их очень кратко, хотя каждую камеру я тестирую и довожу более чем по двадцати параметрам. Условно разделим проблемы на три группы.

Первая группа проблем. Проблемы, связанные с возрастом камеры.

Первая группа проблем связана с возрастом камеры. Прежде всего речь идет о сгнившем светозащитном поролоне, о пыли и грязи в видоискателе, о пыли (или того хуже плесени) между линзовыми блоками.

Справа, для примера я привёл фотографии сгнившего светозащитного  поролона на задней стенке камеры и плотного слоя пыли на зеркале шахтного видоискателя. Слой пыли существенно уменьшает яркость изображения в видоискателе, тем самым затрудняя точную наводку на резкость.

          

          

          

Самой опасной проблемой здесь является плесень.

Её очень трудно сразу заметить при покупке ( например на интернет-аукционе), т.к. в основном она возникает на втором линзблоке, который находится за затвором ( поэтому он и не виден сразу, т.к. закрыт лепестками затвора). Как она возникает в объективе? Камеры системы TLR (двухобъективные зеркальные камеры) совсем не герметичные. Пыль через шахтный видоискатель может проникнуть куда угодно, в том числе и в затвор. Поскольку просветление на втором линзоблоке “шершавое” пылинка легко оседает на этой поверхности. Дальше достаточно небольшого перепада температур, чтобы вокруг пылинки образовалась влага, а затем возникает грибок. Далее идет рост этого грибка по всей поверхности линзы. Моя практика показывает, что грибок есть в подавляющем большинстве случаев. Сказывается большой возраст камер Yashica MAT 124G и условия хранения камер первыми владельцами (например многие американцы в прямом смысле слова хранят фотоаппараты  на полках в туалетах). Вопрос в том, успел ли  грибок плесени навредить камере или нет. Для этой диагностики необходимо вывернуть второй линзоблок и внимательно его рассмотреть под разными углами зрения в лупу.  Если камера находится в незапущенном состоянии, грибок можно увидеть под углом в пятикратную лупу. Если же случай тяжелый, то грибок виден невооруженным глазом. Но напрямую через камеру, открыв затвор видны только совсем запущенные случаи! Когда объективу уже очень трудно помочь.

Затвор закрыт.
Виден прекрасный, чистый
объектив Yashinon.

Затвор открыт.
Под лепестками скрывался
разросшийся грибок.

Пылинка на шершавой
поверхности третьей линзы
второго линзоблока.

Вокруг пылинки
начал рости
грибок.

А это иллюстрации к вышесказанному. На первой фотографии виден объектив Yashinon в прекрасном состоянии, который принадлежит камере Yashica MAT 124G в состоянии Like New. Можно не волноваться? Откроем затвор и посмотрим на второй линзоблок. Под лепестками затвора скрывается ужасная картина! Грибок покрыл всю поверхность третьей линзы второго линзоблока! К сожалению, спасти линзоблок не удалось. Плесень значительно повредила просветление линзы. Следующие две фотографии могут быть иллюстрацией к вопросу о возникновении плесени на втором линзоблоке. Это уже другая камера. При внимательном осмотре на втором линзоблоке была обнаружена эта пылинка. А теперь посмотрите, что выросло вокруг неё. Здесь второй линзоблок удалось спасти. Никаких повреждений грибок нанести не успел! Повезло.

Если плесень обнаружена, то возможны три основных случая.

Первый. Самый легкий. Плесень есть. Я её обрабатываю специальным раствором и смываю. Второй линзоблок не поврежден. Плесень уничтожена.

Второй. Тяжелый случай.  Плесень обнаружена. Грибок разросся по всей поверхности линзы. За долгое время грибок фактически съел просветление на втором линзоблоке. Но не успел съесть стекло. При смывании грибка смывается просветление на одной поверхности линзоблока! На всех остальных линзах просветление остаётся!

Такой камерой можно снимать!

Грибок мы уничтожили, он уже не сможет повредить стекло третьей линзы второго линзоблока. Но конечно результаты при съемке против света такой камерой будут отличаться от результатов камер с неповрежденным просветление. Таких камер очень много.

Справа, на первой фотографии Вы можете видеть множество белых крупинок на поверхности линзы. Это грибок. На второй фотографии грибок уже уничтожен, но он успел значительно повредить просветление третьей линзы второго линзоблока.

          

          

Третий. Самый тяжелый. Можно сказать смертельный. Плесень  может "съесть" не только просветление, но и стекло, фактически превратив поверхность линзы в матовое стекло.

Такой камерой почти невозможно получить отличное изображение!

В процентом отношении таких камер достаточно много. И к сожалению тяжесть случая не зависит от степени использования камеры или её возраста. Такие тяжелые случаи встречаются и с камерами, которыми вообще не пользовались и они лежали на полке, и с камерами, которые находились в употреблении.  Обнаружить это при дистанционной покупке фактически невозможно. Продавец на EBAY может даже и не знать, что данная камера убита грибком. Он видит, что камера находится в новом состоянии, в коробке, с документами. В полной уверенности он выставляет её как новую. Лечение такой камеры фактически невозможно. Единственный вариант-полная замена объектива. После этого необходимо заново отъюстировать снимающий объектив, а затем провести юстировку визирующего объектива под новый, чистенький объектив.

Изображение кажется
чётким.
Следов повреждения
грибком не видно.

Но стоит посмотреть
под небольшим углом,
и
сразу видно, что стекло
значительно повреждено.

Вот такое изображение
получается при съёмке
повреждённым
объективом.

Значительная потеря
контраста.
Кажется, что применили
сильный софт-фильтр.

Иллюстрации к вышесказанному. На первой фотографии мы видим изображение люстры через повреждённый грибком второй линзоблок. Изображение отличное. Повреждений на линзоблоке не видно. Свет проходит перпендикулярно к поверхности линзы. Но стоит только свету попасть на поверхность линзы под небольшим углом, как сразу видны значительные повреждения стекла. Фактически грибок превратил поверхность второго линзоблока в матовое стекло. Свет, проходящий через  такой линзоблок, будет формировать изображение на матовой поверхности линзы, а на фотоплёнку будет попадать уже значительно меньше света. Как следствие, на снимках мы увидим малоконтрастное изображение, как будто мы использовали сильный софт-фильтр. Кстати, приведённые снимки относятся к двум разным камерам, принадлежащим разным людям. Обе камеры были куплены на аукционе EBAY, в США. Обе позиционировались продавцами, как камеры в состоянии близком к новому. На обеих камерах грибок предварительно был вычищен продавцом, что фактически сделало невозможном определить истинное состояние линзы покупателем. В первой камере истинное состояние линзы было выявлено после обращения покупателя ко мне. А владелица второй камеры увидела последствия действия грибка после пробной плёнки.

Следует также упомянуть, что когда грибок значительно повреждает второй линзоблок, возможны повреждения и второй линзы первого линзоблока.

На фото справа показан первый линзоблок той же камеры с повреждённым вторым линзоблоком. Здесь грибок успел значительно повредить просветление второй линзы первого линзоблока. Это повреждение также снижает контраст изображения особенно при съёмке против cолнца или при съёмке с боковым светом.

Другая проблема, связанная со временем - это возможная неточность экспонометра Яшики. Даже если камерой после покупки вообще не пользовались, прошло более двадцати пяти лет. Физико-химические характеристики фотоэлемента с  течением времени меняются, камере необходима дополнительная перекалибровка экспонометра.

Вторая группа проблем. Последствия неправильной эксплуатации первым хозяином.

Вторая группа проблем. Необходимо устранить последствия неправильной эксплуатации первым хозяином или последствия неквалифицированного ремонта камеры. Для этого необходима полная проверка всех узлов и механизмов камеры. Это краткое описание процедуры. Более подробно об этом будет написано во второй статье.

Особо упомяну экспонометрию,  которая  может быть неверной из-за использования прежним хозяином неправильного элемента питания . Напишу очень кратко и упрощенно. Дело в том, что экспонометр у Яшики работает от элемента питания типоразмером 625. Такие батарейки легко купить и сейчас. Но основная масса современных батареек имеет напряжение 1,55V. А питание экспонометра Яшики  рассчитано на напряжение 1,35V. И характеристика отдачи тока в этих элементах отличается. Старые ртутные элементы питания с напряжением 1,35V держат напряжение до самой смерти. У современных элементов питания напряжение сразу начинает падать с 1,55 до 0,9 V. Превышение напряжения и условная нестабильность современных элементов питания приводят к тому, что экспонометр начинает врать. Но “враньё” это нестабильное и зависит от текущего напряжения батарейки ( а оно меняется с 1,55 до 0,9V!) . Во вторых, у фотоэлемента Яшики сужается диапазон использования. Т.е., если в экспонометре Яшики долго стоит неправильная батарейка, то на ярком солнечном свете он ещё будет работать, но  в условиях слабого освещения экспонометр или будет врать, или вообще не будет работать. Постепенно( но не сразу!) это приведет к тому, что экспонометр просто умрёт. Можно сказать, что и неважно, как работает экспонометр. Можно ведь пользоваться и внешним. Но наличие очень точного экспонометра у Яшики - одно из главных достоинств этой камеры. С отличным экспонометром, работающем во всем диапазоне яркостей света, работать очень легко и приятно!  Соответственно у каждой камеры я замеряю оставшийся диапазон экспонометрического устройства и провожу обязательную дополнительную калибровку. Если же экспонометр все-таки испорчен неправильной батарейкой, то я заменяю  его.

Ртутная батарейка
VARTA V 625 PX.
Напряжение 1,35V.

Современная батарейка
VARTA V 625 U.
Напряжение 1,55V!!!.

Китайская батарейка
PX 625 A.
Напряжение 1,55V!!!.

Русская ртутная батарейка
РЦ-53.
То, что надо!.

Пояснение к фотографиям. Первая фотография. Это очень известная немецкая ртутная батарейка VARTA V 625 PX. Напряжение 1,35V. Такие батарейки давно не производятся. Но существует огромное количество фотоаппаратов и фотоэкспонометров, рассчитанных на использование только таких батареек, с таким напряжением (1,35V) и такой же характеристикой отдачи тока. Вторая фотография. Батарейка VARTA V 625 U. Эти батарейки производятся в наше время. Есть большой соблазн использовать именно эти батарейки. Батарейка той же фирмы, того же размера. Отличие только в одной букве:  VARTA V 625 U, а не PX. Можно использовать? Нет!  Эти батарейки абсолютно разные! Напряжение второй батарейки 1,55V. И характеристика отдачи тока совсем другая!  Третья батарейка. Это китайская батарейка PX 625 A. Доверчивый покупатель видит магические буквы PX и число 625. Вот она!!! Нет. Это не та батарейка. Не доверяйте китайским товарищам :-) Напряжение 1, 55V и другая характеристика отдачи тока. Четвёртая батарейка. Это наша русская ( вернее еще советская) батарейка РЦ-53. До сих пор выпускается в городе Елец, Липецкой обл. Это то, что надо!

К неправильной эксплуатации камеры первым владельцем ещё можно отнести вопрос о состоянии батарейного блока  и системы электропитания камеры в целом.

Здесь следует упомянуть, что производители фотокамер всегда рекомендует вынимать элемент питания из камеры при длительном неиспользовании фотоаппарата. Но, как правило, владельцы фотокамер этим требованием пренебрегают. А зря!  За те 25-40 лет, что старая батарейка лежит в батарейном блоке, происходит электрохимическая коррозия. Если коррозия немного повредила контакты батарейного блока, это не страшно. Требуется только проверить, как включается и выключается экспонометр камеры. Этого будет достаточно. Но коррозия может значительно повредить и контакты батарейного блока ( это можно увидеть), и внутреннюю электропроводку камеры, и концевой выключатель камеры. В этом случае экспонометр просто не будет включаться. Такой камере необходим ремонт системы электропроводки. Опять же, если случай тяжелый, то необходима замена всего батарейного блока. А для этого необходимы запчасти. Для ремонта электропроводки требуется разобрать камеру со стороны ручки наводки на резкость. Проверить внутренние контакты, сам провод. Провести перепайку. А затем необходимо заново перефокусировать снимающий объектив.

Этот батарейный блок находится в идеальном состоянии. Ничего менять не надо.

А здесь видны значительные повреждения батарейного блока. Желательна замена.

Еще следует упомянуть один тяжёлый случай, который возникает при неправильной эксплуатации камеры. Иногда, из-за особенностей эксплуатации камеры , о которых в инструкции не говорится(!),  может заблокироваться ручка взвода и перемотки. Владелец камеры может с усилием пытаться провернуть ручку для перевода на следующий кадр и это приводит к тому, что заминаются зубья на основной шестеренке. Это приводит к тому, что при последующей съёмке происходит наложение кадров. При дистанционной покупке это выявить невозможно! Камера будет исправно щёлкать, как неповреждённая. Выявить это возможно только отсняв пробную плёнку ( а как вы это будете делать при покупке камеры на EBAY ?). Лечение возможно только заменой узла с повреждённой шестерёнкой. Но для этого необходимы соответствующие по годам выпуска запчасти, а их сейчас не найти. На свои камеры я даю гарантию и обязательно объясняю при покупке, как правильно надо пользоваться Яшикой, чтобы избежать непоправимой поломки.

Третья группа проблем. Доводка заводских параметров.

Дело в том, что Яшика 124Ж -камера конвейерного типа, т.е. на доводку параметров каждой камеры до идеальных показателей завод не может тратить много времени. Речь прежде всего идет о юстировке объектива и видоискателя, и о калибровке экспонометра. Поэтому существуют допуски на юстировку и калибровку Yashica MAT'ов. Т.е., если фотолюбитель будет снимать такой камерой на негативную фотоплёнку и на закрытых диафрагмах, то небольшая ошибка в фокусировке и экспозиции заметна не будет. Я же пытаюсь довести показатели камеры до идеальных. Т.е., чтобы моей камерой можно было снимать на слайдплёнку и попадать в фокус на открытой диафрагме.

Фактически я делаю тюнинг заводских настроек. 

Я довожу  фокусировку объектива и видоискателя ( т.е. устраняю  т.н. back и front фокус). И  довожу экспонометрию так, чтобы фотолюбитель мог легко снимать на слайдпленку, что существенно дешевле, чем снимать на негативную. Полная чистка, доводка и юстировка одной камеры Yashica MAT 124G занимает около восьми часов работы. В итоге, камера бывшая в употреблении и прошедшая через все доводочные и юстировочные операции, становится отрегулированной лучше, чем была бы на заводском конвейере.

Что я делаю с Яшиками перед продажей и от чего зависит цена?

Цена зависит от исходного состояния камеры, т.е. насколько ей пользовались до того, как она мне попала в руки. Всем камерам, независимо от исходного состояния, я делаю одинаковую подготовку к продаже. Одновременно идет полная диагностика и устранение или неполадок, или несоответствия идеальным показателям.Это кратко суть процесса. Теперь я перечислю, что я делаю. Проверка на нормальную работу всех узлов и механизмов камеры. Проверка затвора. Проверка работы пленко-протяжного механизма. Проверка автоспуска и синхроконтакта. Проверка объектива на плесень, расклейку и т.п. Чистка объектива от пыли. Полная чистка шахты с разборкой, чистка зеркала, фокусировочных экранов, лупы. Проверка блока питания и электропроводки камеры. Если необходимо идет перепайка этой системы. Полная замена на новый светозащитного поролона. Замена защитного поролона на блоке экспонометрии. Проверка фокусировки и доводка до идеальных показателей объектива, визира для полного исключения бэкфокуса или фронтфокуса. Замер диапазона экспонометрического устройства. Обязательная перекалибровка экспонометрии. После этой процедуры необходимость во внешнем экспонометре полностью отпадает. Можете снимать на слайд, что я и рекомендую.

Более подробно о том, что я делаю с камерой, будет описано во второй статье.

Все сообщения  на почту: IceAxe@bk.ru

Рекомендую сразу присылать контактный телефон.

 






















































Яндекс.Метрика
.